Тигран Петросян
Воспитанный на шахматной классике – книгах Нимцовича и партиях Капабланки – он появился в «высшем шахматном свете» с игрой не мальчика, но мужа! И начиная с чемпионата СССР 1951 года, где он, 22-летний мастер, поделил 2–3-е места и получил право выступить в межзональном турнире, Тигран Петросян всё более уверенно шел к шахматному Олимпу.
Он рано научился не проигрывать. Его называли титаном позиционной стратегии, считали непревзойденным мастером защиты – «железным Тиграном». Но в нем таилась и великая магия комбинационных озарений.
Его источником вдохновения была семья! Здесь «тигр зализывал раны», здесь обретал душевное спокойствие и черпал силы для нового творческого подъема.
Тигран Вартанович верил в свою звезду, но был слишком скромен и, подобно герою «Божественной комедии» Данте, прошел даже не семь, а восемь «кругов ада» – жесткий отбор четырех межзональных (1952, 1955, 1958, 1962) и четырех претендентских турниров (1953, 1956, 1959, 1962), прежде чем почувствовал: «Пробил мой час!»
В 33 года он стал первым шахматистом мира, победив Михаила Ботвинника (1963, 12,5:9,5). Через три года Петросян отстоял свой титул в невероятной по накалу битве с другим исполином – Борисом Спасским (12,5:11,5), поразив соперника и шахматный мир извержением «вулкана» комбинаций. Тот матч называли «моментом истины», открытием «нового Петросяна», «удивительным превращением»…
Но, вероятно, чемпион выплеснул на алтарь победы слишком много внутренней энергии. На новый отчаянный бой с тем же претендентом ему не хватило сил, эмоций, да и желания бороться до конца. Матч 1969 года Петросян проиграл досрочно со счетом 10,5:12,5.
Он предпринял попытку вернуть себе чемпионский титул. Был близок к цели, но в финальном матче претендентов путь ему преградил американец Роберт Фишер, бывший тогда на подъеме (1971, 2,5:6,5). В дальнейшем Тигран Вартанович еще трижды принимал участие в матчах претендентов (1974, 1977, 1980), однако всякий раз уступал Виктору Корчному, который всегда был для него трудным соперником…
Но океан по имени «Шахматы» слишком велик. И приставка «экс» не затормозила творческих поисков Петросяна. Он в третий раз стал чемпионом СССР (1975), добился многих новых турнирных побед. Шахматист яркого таланта, Тигран Вартанович обладал оригинальностью и глубиной шахматного мышления, широчайшей эрудицией, сочетал своеобразные стратегические планы с филигранным техническим мастерством. Больше всего в шахматах Петросян ценил логику.
К выступлениям в турнирах и матчах добавилась активная деятельность Петросяна в журналистике, науке, педагогике. И здесь было всё явственно, весомо, зримо! Почти десять лет во главе еженедельника «64» (1968–1977), завоевавшего широкое признание в мире шахмат. Звание кандидата философских наук за диссертацию «Некоторые проблемы логики шахматного мышления». Школа юных дарований в спортобществе «Спартак», названная позднее его именем … Кажется, не было предела проявлению способностей Тиграна Петросяна!
Он рано ушел из жизни. И хотя многое успел, но многое осталось незавершенным, недосказанным, несбывшимся…
Петросян о шахматах
- Я глубоко убежден, что в шахматах, хотя они и остаются игрой, нет ничего случайного. И это мое кредо. Я люблю только такие партии, где я играл в соответствии с требованиями позиции… Я верю только в логичную, правильную игру.
- Шахматы обеднели бы, если выбросить мастерство защиты. Настоящее произведение искусства в шахматах создается только тогда, когда атаке противопоставляется настоящая защита. Нередко истинная находчивость пробуждается в трудные минуты опасности, ее порождает желание спасти партию.
- Шахматы объединяют в себе игру, искусство и науку. Тот, кто будет в себе сочетать качества спортсмена, актера и ученого, будет непобедим.
Чемпионы о чемпионе
М. Эйве: «Петросян не тигр, который набрасывается на свою добычу, скорее он питон, который душит свою жертву, или крокодил, ждущий часами удобного момента для нанесения решающего удара».
М. Ботвинник: «Петросян прежде всего беспокоится о безопасности, о лишении своего противника возможности нападать. Делает он это артистически, без всякого напряжения, интуитивно и быстро находя способы обезвредить агрессивные замыслы партнера».
М. Таль: «Петросян, конечно, феноменальное шахматное дарование – настолько глубоко и интересно он играл, подчас находя за соперников идеи, которые тем абсолютно не приходили в голову… У Петросяна техника Капабланки, а чутье опасности – Шлехтера».
Б.Спасский: «Петросян был самобытным, умнейшим человеком, с отличным чувством юмора. И шахматистом с удивительно тонким чутьем. Может быть, для профессионала это вообще самый большой талант… Конечно, у него был колоссальный тактический талант. Вообще-то он был стратегом, но – тактиком по природе».
Г. Каспаров: «Петросян владел искусством создавать на доске гармоничные полные жизни позиции, в которых, может быть, отсутствие внешней динамики компенсировалось колоссальной внутренней энергией… Именно в гармонии таких вроде бы несовместимых компонентов шахматной стратегии, как, скажем, позиционная жертва качества и использование минимальных позиционных плюсов, лежит, наверное, и секрет той огромной практической силы, того глубокого проникновения в тайны шахмат, которых достиг Тигран Вартанович… В творчестве Петросяна заключено немало ценного, что поможет молодежи овладевать тайнами высшего шахматного мастерства».